Автор С. В. Меньшенина, кандидат педагогических наук, преподаватель Московской педагогической академии.
Среди работ св. отцов очень важны те наставления, которые касаются отношения к слову, к речи, к тому, как мы говорим, как нужно общаться людям друг с другом.
Когда читаешь об этом, поражаешься тому, как эти мысли просты и одновременно глубоки и мудры. Правила речи вытекают из основных христианских заповедей: кротости, смирения, любви к ближнему, уважения к нему, запрета злого, недостойного поступка.
Прежде всего, необходимо отметить такое важное правило речи, как осознание цели своего говорения. Если хочешь что-то сказать, подумай, какова цель, для чего ты это будешь говорить. Очень важно это осознавать, так как понимание цели, осознание ее, сделает наше произнесенное слово действенным. К этому всегда призывали воспитатели русской педагогической школы, спрашивали: для чего ты это сказал, для чего ты это делаешь? Если ты хочешь сказать с целью уязвить ближнего, то это недопустимо, ибо нарушает это нравственные законы. А это ведет к тому, что жизнь человека будет несчастливой. Казалось бы, простое правило, но невыполнение его ведет к таким последствиям.
Еще одно правило - умение вначале обдумать каждое свое слово. Иоанн Златоуст говорит, что безрассудное слово гораздо страшнее пустой траты денег, и никогда Господь не осудит нас за попусту растраченные деньги, но осудит за вредное слово, так как безрассудное, тот есть сказанное без обдумывания, без рассуждения, вредное слово - это страшное зло. Оно разоряет государства, приносит беду, разобщает людей. Согласитесь, как важно об этом помнить сегодня. Как много от этого происходит столкновений, вспыхивает конфликтов, раздоров (как в общественной жизни, так и бытовой, семейной). Другими словами, это осознание огромной силы сказанного, произнесенного слова, и как следствие этого понимания – умение выразить словами только то, что глубоко осмыслено, понято самим говорящим. Мудрый обдумывает слова и, как правило, удерживает их; если имеешь злую мысль, то наложи руку на уста свои, как говорится в одной из притчей. Митрополит Филарет Московский призывает всегда думать, какое слово ты рождаешь в мир, именно рождаешь, и слово останется в нем до конца. Как важно эту мысль донести до наших учеников, наших детей.
Следующее правило речи – это немногословие, сдержанность. Как пишет Иоанн Златоуст, на язык наш, как и на все наши внешние чувства, нужно уметь налагать узду. Неправильно, что все, что у тебя на уме, то должно быть и на языке. Более того, что на уме у тебя неправильного, то надо удержать и искоренять. Мы не умеем владеть собой, вовремя сдержать себя, даем волю своим страстям, и проявляется это в нашем речевом поведении. Это одинаково относится к нашим публичным людям: политикам, определяющим во многом нашу жизнь ( как важно им уметь быть сдержанным в словах!), журналистам, главная задача которых – помогать разбираться в происходящем и быть осторожными в своих оценках, творческим людям, которые часто оказывают сильное влияние на молодое поколение. Это также характеризует наше поведение в отношениях со знакомыми, родными и близкими людьми. «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда», - говорится в «Книге Притчей Соломоновых» (13:3). В книге пророка Иссаи сказано: употребляй немного слов, а если ты хочешь быть умен, больше молчи, о том, кто молчит, думают, что он умен. «Речь должна быть краткой, а немногословной. При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен», - говорится в Притче (10:19). «При многословии – близкая погибель» (10:14).
Еще одно важное правило речи, которому нужно учить наших детей, умение молчать, если тебя не спрашивают, а отвечать только тогда, когда тебя спросят. Это простое правило, которому всегда уделяли большое внимание, так воспитывали детей. Это правило прекрасно иллюстрирует таким примером Игнатий Брянчанинов. В разговоре со старцем послушник жалуется на то, что часто беседует со всеми и дает советы, а потом кается: «Вот, отче, никак не могу удержаться, кто ни придет, все с ним разговариваю». На это старец отвечает: «А разве за тобой гонятся, чтобы услышать твое мнение?»
Одним из важных правил всегда было - не суди. «Не суди», - говорится в Писании. Иоанн Маслов пишет: «… важно смотреть за собой и удерживать свой язык от осуждения».
Всегда осуждалось слово праздное, клевета и хула. Произнесение имя Божия в суе всегда считалось большим грехом. По словам Иоанна Маслова, любящий празднословить напрасно губит время – этот драгоценный талант, данный человеку для приобретения блаженной вечности. Празднословие изгоняет из нашей души добрые мысли и благие намерения, удаляет нас от Духа чистоты и святости, а вместо добрых мыслей и чувств входят в нашу душу злые помыслы и нечистые пожелания, которые скоро пленяют все существо человека. О том, что слово таит в себе большую опасность, что оно может быть источником зла, говорится в Священном Писании: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день страшного суда. (Мф. 12,36). Апостол Павел напрямую связывал нашу речь с духовной жизнью, со спасением: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3,2).
Очень важным считалось обучение правильности речи через личный пример. Св. Иоанн Златоуст, говоря о важности научения детей правильности речи, указывал на важность личного примера. Слова и особенности речи родителей непременно повлияют на речь детей. Св. Иоанн Златоуст говорит, что, если дети услышат оскорбительные интонации в речи родителей, они тоже выучатся тому же.
Еще одно правило речи - об умении слушать, выслушивать собеседника. Ведь слово как средство общения происходит от слова «общее», нужно слышать и понимать, о чем говорит другой, не столько говорить самому, сколько уметь вникнуть в смысл слов разговора, принять эту тему, сделать ее своей, а значит, уметь проявить со-чувствие, со-участие в разговоре. Как часто мы, испытывая огромные речевые нагрузки, не слышим другого, порой хотим лишь выговориться сами. Часто наше общение ограничивается формальными вопросами-ответами, ничего не выражающими фразами. Очень важно умение слушать в педагогическом общении. Разговаривая с детьми, следует действительно их слушать, слушать обо всех сторонах детской жизни внимательно и заинтересованно, тем самым вовремя ответить на интересующие ребенка вопросы, давая понять, что общение и все, что происходит с ним, важно для вас.
Произнося слово, мы должны понимать его подлинный смысл.
Сегодня наше ключевое понятие – слово. Уточним его значение.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…», - гласит Евангелие (Иоанн. 1. 1-5). В этом изречении Слово, написанное с большой буквы, означает самого Господа Бога. Как важно понимать, что Слово – это прежде всего имя самого Бога! На какую высоту поднимает нас эта мысль!
Сочетание Слово божие – это Священное писание (Новый и Ветхий Завет и Священное предание). Божественное Слово – дар, полученный лишь людьми из всех живых существ. Слово божие дано нам для того, чтобы мы, люди, с его помощью могли разгадывать загадку мироздания, проникать в значение сущего.
Размышляя о слове, мы будем понимать под этим, как говорил отец Порфирий, «воплощенную мысль», тот набор звуков, который мы произносим, чтобы выразить свои мысли. Под словом мы будем понимать речь как средство общения. Такие значения слова приводятся в бессмертном памятнике русской культуры « Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля: «Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь». А еще «это разговор, беседа, это речь, проповедь, сказание».
Александр Семенович Шишков, адмирал и госсекретарь, один из славных защитников Отечества, министр просвещения и президент Российской Академии наук, написал книгу «Славянский корнеслов», где объяснил истинное значения многих исконно русских слов. «Слово показывает нам, что каждое имеет свой корень и мысль, по которой оно так названо», - писал А.С. Шишков.
Иногда по-новому осознаешь давно известное, когда вдумываешься в его подлинный смысл. Слово образование мы часто связываем лишь с информацией (получить образование). Между тем наш мудрый язык подсказывает, что главное здесь вовсе не передача знаний, а восстановление в человеке образа Божия. В слове заключено извечное христианское стремление вернуть человеку образ и подобие Божие. А потому безобразие – есть потеря образа Божия. Так же со словом наказание: В процессе образования и воспитания никак не обойтись без наказания. Это означает не истязание, а дачу наказа, то есть наставления. Значит, наказание есть важная часть процесса воспитания. Слово судьба означает Суд Божий, который мы для себя и по мере своей жизни готовим: словами, мыслями, поступками. Слово победа – то, что приходит по беде, то есть по ее окончании. Интересно значение слова честь. Нам привычны сочетания честь имею, честное слово, честный человек. Но в нем заложен гораздо более глубокий смысл, нежели благородные свойства души, высокий уровень нравственности, некий набор дворянских, рыцарских качеств. Слово это, однако, включает и нечто иное, связанное с понятием духовным. Честность в самом высоком смысле означает святость. Как в поговорке «Честь ум рождает, а бесчестье и последнее отнимает».
Нашу литературу, эту важнейшую область человеческой деятельности, связанную с человеческой душой, наши просвещенные предки называли словесностью, а не литературой, где «литера» в переводе с греческого – всего лишь буква.
А как поразителен тот факт, что многие наши исконные слова, церковные выражения очень трудно, а порой и вовсе невозможно перевести на другие языки. Например, в англ. языке Благая весть переводится буквально как хорошие новости, благовест как звон одного церковного колокола, покровительница как патронесса, а слово Преображение как трансфигурация. Вовсе нет в англ. языке таких слов, как Радоница. При переводе «Симфонии» обнаружилось, что в других языках нет слов милосердие, добродетель, духовность, благодать, кротость, благодеяние. Нет слова, а значит, нет у народа и внутреннего состояния, которое выражено этим словом!
А как высок подлинный смысл коротенького слова пол. Возводит оно нас к Священному Писанию, к истории сотворения человека. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил их; мужчину и женщину сотворил…» (Быт.1,27). Мужчина и женщина как единое целое, пол как половина одного целого. Две половины по замыслу Божию о человеке становятся единым целым. Слово цель заключает в себе извечное стремление к целостности, исцеление – заветное желание восстановить утраченное единство бренной плоти и бессмертного духа.
Смысл слова правитель так отличен от всевозможных лидеров, ген. секретарей, президентов. Правитель - это тот, кто призван вести вверенный ему Богом народ по правому, спасительному пути.
А как часто людей непрактичных, порой физически ущербных мы называем убогими, не понимая значение этого слова. А в нем заключен скорее обратный смысл: это те, кто у Самого Господа на особом счету. Как в русской поговорке «Не бойся богатого грозы, бойся убогого слезы». Говорим мы спасибо – просим спаси Бог, говорим прощай – значит, просим прощения, приветствуем друг друга словом здравствуйте - значит, желаем здоровья.
Как глубоки слова, сказанные А.С. Шишковым: «Народ российский всегда крепок был языком и верою: язык делал его единомысленным, вера – единосущным».
Говоря сегодня о слове, хотелось бы остановиться еще вот на чем. Анализируя нашу речь, можно услышать в ней множество английских слов, хлынувших в нее неудержимым потоком. Явление заимствования в нашем языке не ново. Весь 18 век пришел под знаком преклонения перед немецким языком, в 19 веке – русская интеллигенция находилась во власти французского, а в 20 –ом и 21 ом веке мы говорим о засилье его английскими словами.
Еще А.С. Шишков, яростный поборник чистоты родного языка, ратовал за удаление из него вошедших в моду в 19 веке многочисленных иноязычных слов, связанных с тогдашним засильем французского. «Полезно ли словенский превращать в греко-татаро-латино-французско-немецко-русский язык? А без чистоты и разума языка может ли процветать русская словесность?». Как актуальны его слова сегодня!
Чем обогатился наш язык в последнее десятилетие? И обогатился ли? Всегда ли оправдано употребление нами иностранных слов? Шопинг, кастинг, холдинг, лизинг… Всюду рекламы нам предлагают покупать экофлеты (экологически чистое жилье) и жить в таун-хаусах (городских особняках). Товароведы превратились в мерчендайзеров, учреждения в офисы, русские, понятные и благозвучные слова «благодетель» или «попечитель» стали теперь спонсорами. Как не согласиться с Пушкиным, «чем непонятней, тем ученей». Моя приятельница свой садовый участок называет не иначе как фазендой. Уходит из языка русское, понятное, такое крепкое, теплое, надежное слово дом. В школе введены дресс-коды (попросту школьная одежда). Мы испытываем не восторг, кураж, задор, а драйв. Согласие заменено консенсусом, терпимость – толерантностью. У нас теперь не образ, а имидж, и создают его имиджмейкеры, пиармены и стилисты. Невольно вспоминаются слова невесты в рассказе Чехова «Свадьба»: «Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном». Дело теперь мы называем бизнесом. Мы не нация, народ, а электорат! Век интернета принес в язык отдельный пласт компьютерной лексики. Как уродуют наш язык слова апгрейдить, эсэмэсятся, чатаются, крезануться.
На занятиях по культуре речи часто даю задание дать определение некоторым словам, которые часто звучат в СМИ, в публичных выступлениях, в бытовом общении. Оказывается, что человек воспринимает слова, не понимая их точного значения, более того, использует их в своей речи. Так, слово превентивный определяется упрощенный, реноме – как вывод, заключение, табу определяется как закон, знак, опасность, а не запрет, инсинуация - как случайность, позиция, а не клевета, беспрецедентный понимается как непреложный, бесспорный, однозначный и т.д. 87 % (педагоги с высшим образованием) не знают значения слов факсимиле, парадигма, олигарх, обструкция. Так ли уж безобидны эти явления?
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Истинная мысль – источник всех благ, мысль ложная есть источник ошибочной деятельности и тех незрелых плодов, которые от нее рождаются…». Это значит, что от неясности слова – и неясность мысли, а от неясности мысли и действия, вся деятельность наша непоследовательная, непродуманная, неправильная.
Мы заимствуем не только слова – в языке закрепляются целые кальки: ты в порядке, я сделал это, нон проблем, это ваши проблемы. Последнее не просто коверкает наш язык, но и закрепляет в сознании чуждый, не свойственный нам тип отношений к другому. Ведь для русского человека всегда проблема другого была и его проблемой, которую он помогал решать. Вместе со словами копируются интонации, жесты, позы. Никогда для русского человека не было нормой сидеть, закинув ноги на уровень стола – это образцы западного, американского поведения. А ведь как сел, так и сказал, как сказал, так и сделал. Как говорил Филарет Московский, наружное поведение действует на его внутренность.
В заключение нашего разговора о слове, языке, речи хотелось бы привести слова А.С. Шишкова: «Язык наш превосходен, богат, громок, силен, глубокомыслен. Надлежит только познать цену ему, вникнуть в состав и силу слов, и тогда удостоверимся, что не его другие языки, но он их просвещать может».
Нам нужно защищать, охранять наш язык как самое большое богатство, как великое наше национальное достояние и дар Божий.
Воистину гениально предвидение великого Ломоносова о том, что «Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку неподвержен утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славянском языке украшаться будет».