как писать экшн
итак, если вы читаете эту статью, вы, вероятно, кое-что знаете о том, как нужно хорошо писать. возможно, у вас есть сюжет. у вас в голове есть готовые сцены. быть может, у вас вообще уже все готово и вы просматриваете свою работу. но все еще что-то не так с динамическими сценами. они перенесены на бумагу в точности так, как сложились у вас в голове, во всех деталях. и все же – до слез обидно – вместо экшна вы имеете сцену, не производящую иного впечатления, кроме ощущения мирного восхода солнца.
экшн состоит из быстрой смены действий, нечто прямо противоположное медленному восходу. конечно, каждый знает это. но всегда остается вопрос, как же описать эти действия правильно. каждый из нас с этим когда-нибудь сталкивался, и некоторым людям может потребоваться много времени, чтобы понять, что нужно делать. а что происходит, как только они понимают? решение кажется настолько очевидным, что они поражаются, как не видели его раньше.
я приведу несколько простых примеров, помогающих значительно усовершенствовать уровень написания динамичных сцен. приведенный ниже отрывок – не часть какого-то конкретного произведения, а написан специально для демонстрации того, как не нужно писать экшн. этот пример – преувеличение того, что часто выходит из-под пера начинающего писателя. затем мы будем шаг за шагом его улучшать, так что вы сможете четко отслеживать различия.
итак, готовы? начинаем:
«джанис подпрыгнул в воздух, перемахнув через большой гранитный валун, даже не коснувшись его поверхности коричневыми кожаными ботинками. краем глаза он заметил блеск металла и, обернувшись, увидел огромное уродливое чудовище - тролля, размахивающего здоровенным мечом, гравированным узорами в виде глаз и когтей драконов. отскочив назад, джанис уклонился от удара мечом и контратаковал рапирой, ее качественное, простое лезвие выдержало силу зверя.
затем, темная фигура, которую он пытался поймать и уничтожить, попала в поле его зрения, со смехом держа наизготовку лук, и нацелила смертоносное, но прекрасное на вид оружие на джаниса. в тот же самый момент тролль взмахнул мечом. стрела, к счастью, только задела руку джаниса, и он уклонился от меча, который промахнулся всего на пару дюймов. странное создание снова натянуло тетиву, но в этот самый момент джанис решил действовать, не желая быть пойманным между мечом тролля и стрелой темной личности. парень прыгнул».
скукота, не так ли? в общем, всё это могло бы прокатить, но только если внести серьёзные исправления. ваша неудавшаяся экшн сцена может нуждаться и в меньшей переделке, чем приведенный выше отрывок. но даже в этом случае, я предлагаю, вам прочесть каждый шаг, чтобы лучше понять, как совершенствовать свои эпизоды.
шаг первый: убираем описания
правильно. если ведете напряженное сражение, разве станете замечать мелкие детали? вы скорее заметите, что вас собираются ударить мечом. тонны описания сводят действие на нет. используйте большое количество описаний в тех сценах, где время течет медленно и лениво. вспомним восход солнца. если вы хотите нарисовать трепетную сцену удивительной красоты, описание - ваш лучший друг! но в экшне это ваш худший враг.
«джанис подпрыгнул в воздух, легко перемахнув через валун. краем глаза он заметил блеск металла и обернувшись, увидел тролля, размахивающего здоровенным мечом. отскочив назад, джанис уклонился от удара мечом и контратаковал рапирой, чье лезвие выдержало силу зверя.
затем, темная фигура, которую он попытался поймать и уничтожить, попала в поле его зрения, со смехом держа наизготовку лук, и нацелила смертельное оружие на джаниса. в тот же самый момент тролль взмахнул мечом. стрела, к счастью, только задела руку джаниса, и он уклонился от меча, который промахнулся всего на пару дюймов. странное создание снова натянуло тетиву, но в этот самый момент джанис решил действовать, не желая быть пойманным между мечом тролля и стрелой темной личности. парень прыгнул».
лучше… но все еще нуждается в серьезной работе.
шаг второй: лучше подбираем слова!
если действие динамичное, нужно использовать слова, которые подразумевают скорость или быстроту.
«джанис подпрыгнул в воздух, легко перемахнув через валун. краем глаза он заметил блеск металла и развернувшись, увидел тролля, размахивающего здоровенным мечом. отскочив назад, джанис уклонился от удара мечом и контратаковал рапирой, чье лезвие выдержало силу зверя.
затем, темная фигура, которую он попытался поймать и уничтожить, попала в поле его зрения, со смехом нацелив на джаниса лук. стрела сорвалась с тетивы, а тролль взмахнул мечом. стрела, к счастью, только задела руку джаниса, а меч просвистел всего в паре дюймов от его головы. странное создание снова натянуло тетиву, но в этот самый момент джанис решил действовать, не желая быть пойманным между мечом тролля и стрелой темной личности. парень прыгнул».
еще лучше. заметьте, что изменений совсем немного, и все же действие значительно ускорилось. кроме того, постарайтесь не использовать снова и снова одни и те же, пусть даже «быстрые» слова. это столь же пагубно отразится на вашей работе.
шаг третий: больше коротких предложений
в динамичных сценах лучше всего строить предложения на основе глаголов. существительные зачастую можно отбросить, и от этого язык только выиграет. а все сложные предложения необходимо поделить на простые. не верите мне? кажется, что стиль тогда станет неуклюжим? тогда смотрите пример.
«джанис подпрыгнул в воздух. легко перемахнул валун. глаза поймали отблеск стали. развернувшись, джанис увидел тролля, размахивающего здоровенным мечом. парень отскочил назад. его рапира, лязгнув, скрестилась с мечом. удивительно, клинок выдержал силу удара.
темная фигура оказалась в поле его зрения. мальчик попытался поймать и уничтожить ее. злобный смех был ему ответом. джанис увидел нацеленный на него лук. в то же мгновение стрела сорвалась с тетивы. тролль взмахнул мечом. к счастью, стрела всего лишь задела руку джаниса. меч просвистел всего в паре дюймов от его головы. странное создание снова натянуло тетиву. джанис понял, что выбора не остается. или стрела, или меч сейчас достанут его. парень прыгнул».
как вам это для сравнения? на первый взгляд, в чем-то стало хуже. и действительно, с каждым шагом мы все больше теряем в образности. зато значительно выигрываем в темпе. ваша задача – подобрать правильный баланс. можно ли сделать еще больше?
шаг четвертый: короткие абзацы!
если есть момент, который вы желаете подчеркнуть, выделите его в отдельный абзац. делая это, вы расставляете акценты, и короткие предложения смотрятся лучше. внимание читателя заостряется на том, что помещено в маленький абзац.
«джанис подпрыгнул в воздух. легко перемахнул валун. глаза поймали отблеск стали. развернувшись, джанис увидел тролля, размахивающего здоровенным мечом. парень отскочил назад. его рапира, лязгнув, скрестилась с мечом. удивительно, клинок выдержал силу удара.
темная фигура оказалась в поле его зрения.
мальчик попытался поймать и уничтожить ее. злобный смех был ему ответом. джанис увидел нацеленный на него лук.
стрела сорвалась с тетивы.
тролль взмахнул мечом.
к счастью, стрела всего лишь задела руку джаниса. меч просвистел всего в паре дюймов от его головы. странное создание снова натянуло тетиву. джанис понял, что выбора не остается. или стрела, или меч сейчас достанут его.
парень прыгнул».
чувство напряженности достигнуто. на этом можно остановиться. однако, есть все еще несколько моментов, позволяющих сильнее проработать динамичную сцену. они не являются обязательными, но могут оказаться полезными.
последнее: структура и фрагменты.
короткие предложения звучат немного коряво из-за большого количества повторений. это можно сгладить, меняя кое-где местами существительное и глагол, но не стоит делать этого часто, вы можете разрушить композицию.
иногда изменив порядок слов, или используя фрагменты предложений, можно добиться большого эффект. да, это стилистически не совсем правильно, однако, как это ни прискорбно, но такой прием может полностью изменить вашу сцену к лучшему. если, конечно, не злоупотреблять.
«джанис подпрыгнул в воздух. легко перемахнул валун. глаза поймали отблеск стали. развернувшись, джанис увидел, что это было. тролль, размахивающий здоровенным мечом. парень отскочил назад. его рапира, лязгнув, скрестилась с мечом. удивительно, клинок выдержал силу удара.
темная фигура оказалась в поле его зрения.
да, пугающе. парень попытался поймать это пугало. и уничтожить. злобный смех был ему ответом. джанис увидел нацеленный на него лук.
стрела сорвалась с тетивы.
тролль взмахнул мечом.
к счастью, стрела всего лишь задела руку джаниса. меч просвистел всего в паре дюймов от его головы. . странное создание снова натянуло тетиву. джанис понял, что выбора не остается. или стрела, или меч сейчас достанут его.
парень прыгнул».
сравните это с первым приведенным примером. видите различие? попробуйте прочесть вслух, так чтобы можно было почувствовать изменение в атмосфере, напряженности и темпе.
эпизод еще может быть улучшен. как видите, это бесконечный процесс… поиграйтесь с вашей сценой. продолжайте изменять ее, пока не получите тот самый эффект, которого хотели достигнуть. если близко подобрались к желаемому результату, сохраните сцену и скопируете ее в другой документ на случай, если под конец все испортите. вы ведь не хотите свести на нет все свои труды, не так ли?
и последний совет - постараться не злоупотреблять любым из приведенных приемов. создание правильной атмосферы – вещь очень тонкая, и нужно соблюдать баланс. некоторые эпизоды много раз придется переделывать, перефразировать, перекомбинировать, пере- то, пере- это. но пусть это не будет для вас препятствием! атмосферы экшна не так легко эффективно достигнуть. это нормально. и чем большее практики, тем лучше результат.