мне задали такой вопрос:

«что бы вы посоветовали тем, кто не метит в профессиональные писатели, но всё-таки хочет писать лучше?» если бы я спросил вас, как лучше сбросить вес, а вы бы мне ответили: «сядь на диету и делай упражнения!» — вы были бы (а) правы; (б) напрочь проигнорированы. так что никаких идей, требующих работы. нам нужно быстрое решение! советы вроде «редактируйте то, что пишете» — не годятся. «два прилагательных подряд — зло» — годится.

значит, задача стоит так: рассказать вам, как писать лучше и не прикладывать к этому усилий. что ж, отлично. вот как поступил бы я.

(кстати, эти советы пригодятся также и тем, кто всё-таки хочет быть профессиональным писателем).

0. проговаривайте вслух то, что пишете: это правило номер ноль, потому что все остальные правила на него опираются. проще говоря, если написанное трудно произнести вслух, то с чего вы взяли, что его легко будет прочитать? не будет. так что громко читайте написанное. если звучит неестественно — перепишите. всё просто.

1. не забивайте на пунктуацию! чёрт побери, неужели сложно запомнить, где ставятся запятые? когда люди что-то читают, они так или иначе проговаривают текст про себя. если не расставить знаки препинания, особенно запятые, то читающий будет «давиться» вашими предложениями. кроме того, существует ещё и тенденция к злоупотреблению пунктуацией, особенно восклицательными знаками. если знаков препинания недостаточно, от вашего текста будет впечатление, что его надо читать без передышки, пока лёгкие не схлопнутся; если знаков препинания слишком много, вы будете смахивать на 14-летнюю девочку в чате. надо избегать того и другого.

вот вам ориентировочные правила использования пунктуации.

точки. когда вы излагаете мысль, и мысль закончена, ставьте точку.

запятые. когда вы излагаете мысль, и вам захотелось сделать паузу — про себя или вслух — поставьте запятую.

точка с запятой. используйте в том месте, где в ходе живой беседы вы бы подняли брови или сделали какой-нибудь другой жест, чтобы акцентировать внимание собеседника перед следующей частью предложения.

двоеточие. ставьте его, когда хотите привести какой-нибудь пример: вот так.

вопросительный знак. вполне очевидно — ставьте, когда хотите задать вопрос.

восклицательный знак. подходит, когда вы взволнованы чем-то. почти никогда не потребуется использовать больше одного на абзац. если вы ставите несколько в одном предложении, я искренне надеюсь, что вы просто добиваетесь, чтобы ваш текст звучал чертовски смешно или иронично.

тире. может пригодиться, если двоеточие и точка с запятой в этом предложении уже есть. учтите, что если у вас в одном предложении больше одного тире, вы, скорее всего, что-то делаете не так.

тоже в тему. используйте заглавные буквы там, где они нужны (в начале предложений и для имён собственных) и не используйте их там, где они не нужны (практически во всех остальных случаях). некоторым людям кажется, что если вообще не использовать заглавные, то текст будет выглядеть креативно и круто, но вообще-то такой финт заставляет читателей гадать, как это вы до сих пор не открыли для себя клавишу shift. опять же, заглавные буквы в ненужных местах заставляют читателей задуматься, не жалеете ли вы втайне, что немцы не выиграли вторую мировую (кстати, сами немцы сейчас тоже пытаются сократить количество обязательных заглавных в письменной речи, так что мотайте на ус).

2. для предложений — такое правило: лучше коротко, чем длинно. если вы написали предложение, которое неудобно произносить вслух из-за его длины, значит, оно слишком длинное. сократите его. тут я, признаться, и сам грешен: частенько использую точку с запятой там, где можно было поставить точку. на самом деле, редактирование собственных текстов для меня состоит по большей части в том, что я превращаю предложения, разбитые точкой с запятой, в два самостоятельных (а то и больше. грешен, грешен).

краткость — золотое правило и для абзацев. но тут важно не переборщить. загляните в какую-нибудь газету с паршивой редактурой — вы наверняка обнаружите там подряд несколько абзацев, состоящих из одного предложения, хотя по смыслу их можно было бы объединить в один абзац. тут правило можно сформулировать так: одна законченная мысль = один абзац.

3. не забивайте на правописание! я не про опечатки, их делают все, и лично я к этому склонен пуще многих. я имею в виду классические ошибки из серии «фиг знает, как это пишется». то есть, «незнаю» вместо «не знаю» и «мне нравиться» вместо «мне нравится» (или и то, и другое). запомните правило: за каждую орфографическую ошибку ваш iq в глазах читателя падает на 5 пунктов. за каждое «незнаю» и «мне нравиться» — на 10 пунктов. сожалею, но это так.

меня по-настоящему расстраивает, что даже авторы с ученой степенью (это я о вас, люди науки) умудряются делать такие ляпы. когда я читаю некоторые тексты, подписанные «бакалаврами» и «кандидатами наук», меня перестаёт удивлять, что китай вот-вот нас сделает.

на самом деле, правильная орфография — это совсем не трудно. практически любой компьютерный текстовый редактор сейчас может отловить 90% ваших ошибок. что до остальных — взрослый человек вполне способен запомнить, в каких случаях пишется «тся», а в каких «ться». честное слово.

кстати, вот полезный совет для тех из вас, кто пользуется интернетом (то есть, по определению для всех, кто сейчас читает эту статью). если вам попалось слово, в правописании которого вы не уверены, а словаря под рукой нет (ни бумажного, ни сетевого), скопируйте слово в google и нажмите «поиск». вероятнее всего, если вы сделали ошибку, то google верхней строчкой предложит вариант замены: «возможно, вы имели в виду (...)». не стесняйтесь этим пользоваться.

главная идея вот в чём: писать грамотно — это необходимость. с опечатками тоже надо бороться, хотя мне стыдно об этом писать, уж чья бы корова мычала.

кстати:

4. не используйте слова, в значении которых не уверены. иногда бывает уместно ввернуть какое-нибудь красное словцо, но если вы ошиблись в употреблении, то все, кто знаком с реальным значением словца, запишут вас в пафосные идиоты. я имею в виду не только заковыристые иностранные слова, но и жаргонизмы (и даже особенно жаргонизмы). не к месту употреблённый сленг, вышедшее из обихода слово, — и вы автоматически превращаетесь в жывотное из бабруйска. если, конечно, вы не использовали сленг в ироничном контексте — тогда, глядишь, и пронесёт.

но, в целом, придерживайтесь знакомых слов. либо подружитесь со словарём.

5. грамматика — это важно, но не настолько, как думают гуманитарные снобы. тут такая проблема: в современных школах настолько плохо преподают предмет, что большинство людей понятия не имеет, что и когда правильно употреблять. грамматика — это, можно сказать, матанализ для гуманитариев. при этом она
не обязана быть настолько же зубодробительно сложной. в конце концов, её цель — сделать текст понятным как можно большему числу людей. и если большинство пишущих людей способно увязать подлежащее со сказуемым, то я готов простить им огрехи в нюансах вроде употребления падежей с предлогами «по» и «согласно».

очевидно, нужно знать как можно больше правил. чем больше знаешь, тем лучше пишешь. тут главное запомнить: выражать свои мысли надо предельно ясно. если вы не уверены насчёт правописания, перепишите так, чтобы уверенность появилась. добивайтесь максимальной доходчивости ваших фраз. конечно, в результате может получиться простовато, недостаточно стильно — но лучше, чтобы текст был простым и понятным, чем чтобы люди восхищались вашим слогом, не имея ни малейшего понятия, о чём идёт речь.

6. главную мысль — сразу на стол. если вы заставляете людей продираться через семь абзацев отвлечённых баек, прежде чем сформулировать, о чём, собственно, речь — вы проиграли. да, марк твен постоянно проделывал эту штуку. но фишка в том, что вы — не марк твен. к тому же, во многих местах и марку твену не мешало бы побыстрее переходить к делу.

иногда люди много пишут, пытаясь сформулировать для себя главную мысль в процессе. это нормально, я тоже так делаю. но как только главная мысль сформулирована, я обычно переписываю весь текст. в этом заключается волшебство письма — его можно редактировать. это не прямой эфир. даже в аське можно что-то переписать прежде, чем отправить сообщение.

вообще, этот пункт менее категоричен, нежели все остальные, потому что в некоторых случаях постепенно подводить читателя к главной мысли — это способ сделать эту мысль более внушительной. в своём эссе «бедность» я именно так и поступил. но всё-таки в большинстве случаев уместнее сразу сообщить людям свои ключевые идеи, хотя бы потому, что тогда больше шансов, что ваш текст дочитают до конца.

7. старайтесь писать хорошо всё время, что бы вы ни писали. у меня есть друзья, про которых я точно знаю, что они способны писать красиво, но при этом они присылают мне совершенно жуткие е-мейлы и сообщения по аське. им кажется, что грамматика не имеет значения — это же всего лишь е-мейл и аська. однако если вы действительно задались целью писать лучше, вам нужно стараться быть лучше всякий раз, когда вы что-то пишете. у вас ничего не отвалится, если вы правильно построите предложение в аське или в письме. чем чаще вы будете это делать, тем лучше у вас будет получаться, и однажды вы обнаружите, что писать хорошо — легче, чем писать плохо (есть ещё жанр смс-ок, тут возможности более ограничены, но лично я этот жанр рассматриваю как телеграф 21 века, то есть довольно узкоспециальный способ коммуникации).

нет оправдания тем, кто хреново пишет в своём блоге. в аське и е-мейле ваши отвратительно оформленные мыслеизлияния, по крайней мере, адресованы всего одному человеку. а в блоге вы сделаете из себя посмешище для всего белого света, причём это посмешище осядет в архивах до тех пор, пока человечество не забудет, как добывать электричество. возможно, вам кажется, что читателям вашего блога всё равно. но вот лично мне, как читателю вашего блога, — а я ваш читатель! — не всё равно. правда. совсем.

8. читайте тех авторов, кто хорошо пишет. не читайте их для одного только развлечения, обращайте внимание на их манеру письма: как они создают предложения, используют пунктуацию, разбивают свою прозу на абзацы — и так далее. это отнимет у вас не больше времени, чем обычное чтение, и уж коль скоро обычным чтением вы занимаетесь и так — почему бы нет. если вы поймете, как они пишут, попробуйте повторить. скорее всего, у вас не получится воссоздать авторский стиль, потому что на то он и авторский. но вы можете повторить «механику» чужого стиля. не волнуйтесь о потере индивидуальности. для начала добейтесь, чтобы ваш текст легко читался, а индивидуальный стиль со временем выработается сам, как только вы освоитесь с ключевыми моментами создания текста.

9. когда сомневаетесь — упрощайте. не уверены, что к месту употребили какое-нибудь слово? замените на слово попроще. боитесь, что предложение получилось непонятным? замените на предложение попроще. думаете, что люди могут не понять вашу главную мысль? упростите главную мысль. почти любая проблема, с которой вы столкнётесь во время работы над текстом, решается упрощением.

казалось бы, очевидная вещь, но людям не нравится ей пользоваться, потому что им кажется, что «проще» = «тупее». это неправда. я из собственного опыта знаю, что тупейшие авторы — как раз те, кто пишет исключительно витиеватым и напыщенным стилем. сублимация и всё такое, сами понимаете. кроме того, я не прошу вас всё упрощать до состояния азбуки. я пытаюсь донести до вас, что главное — чтобы людям было понятно, что вы хотите сказать.

люди вообще пишут затем, чтобы их поняли (за исключением, может быть, гертруды штайн и тристана цара, которые специально писали так, чтобы понять было трудно). и большинство людей, на самом деле, вполне способно к пониманию. следовательно, если вам не удалось донести мысль до читателей, скорее всего, это не потому, что мир битком набит идиотами, а потому что вы непонятно излагаете. будьте проще. люди будут счастливы узнать, что вы хотите им поведать.

10. проговаривайте вслух то, что вы пишете. да, я об этом уже писал. но сейчас, когда вы дочитали остальные советы, вы наконец-то поймёте, почему это так важно. если вы не можете писать так, чтобы текст звучал понятным для вас самих, другие тем более его не поймут.

а теперь я пойду и проговорю всё это вслух самому себе. и если я способен на это, значит, вы тоже способны.