Хорхе Луис Борхес в своем рассказе "Четыре цикла" пишет: "Историй всего четыре. Одна, самая старая - об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно... Вторая, связанная с первой, - о возвращении... Третья история - о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей... Последняя история - о самоубийстве бога... Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их - в том или ином виде". Думаю, нет, уверен, что автор был абсолютно прав. Для того, что бы понять это, достаточно приложить немного фантазии и посмотреть на вышесказанное, как иносказание.

Меня всегда интересовал вопрос: почему некоторые фильмы (игровые или анимационные) смотреть интересно, а другие скучно. В чем успех "Звездных войн" Лукаса и почему первые три эпизода (с 4-го по 6-й) воспринимаются совсем не так как новомодные с 1-го по 3-й? Почему мифологические и сказочные сюжеты до сих пор пользуются гораздо большей популярностью, чем научно-технические? Почему "Звездные войны" и "Warhammer 40k" многие называют фэнтези в космосе и эти вселенные пользуются такой бешеной популярностью?

Есть одна легенда... Однажды Лукас после написания первой версии сценария своего мегахита прочитал одну книгу. И... полностью переделал свой сценарий в соответствии с теми принципами, которые в ней изложены. После этого, как утверждают люди, читавшие обе версии сценария, он стал гораздо лучше. Книга, о которой идет речь - это "Тысячеликий герой" Джозефа Кэмпбелла. В ней рассматриваются основные составляющие мифотворчества (от сказок до религиозных притч) и на основе психоанализа делается попытка объяснить, почему они так нравятся людям, и что же обозначают множественные метафоры, появляющиеся в них. Автор проделал огромную работу - собрал и переработал множество мифов и научных трудов по психоанализу, объединил и выделил общую структуру "мономифа" - универсальной истории, интересной многим, и повторяющейся многократно в культурах различных времен и народов. А его "тысячеликий" герой - самый известный и знаменитый - это сам человек в борьбе за знание и на пути к нахождению себя.

Каковы же составляющие "универсального" сюжета? У Кэмпбелла написано следующим образом: "Путь мифологического приключения героя обычно является расширением формулы всякого обряда перехода: уединение - инициация - возвращение: которую можно назвать центральным блоком мономифа. Герой отваживается отправиться из мира повседневности в область удивительного и сверхъестественного: там он встречается с фантастическими силами и одерживает решающую победу: из этого исполненного таинств приключения герой возвращается наделенным способностью нести благо своим соплеменникам". Вся история странствий героя разбивается на несколько составляющих (этапов):

   1. Зов к странствиям. Происходит некоторое событие, обычно не зависящее от главного героя, которое является поводом или источником всех последующих событий. Обычно это какой-то промах - "внешне чистая случайность - открывает перед человеком неожиданный мир, и он соприкасается с силами, которые вряд ли способен сразу понять". В качестве примера можно привести Ивана Царевича, стрела которого попала в лапы лягушки. "Типичными обстоятельствами такого зова являются темный лес, большое дерево, журчащий родник и отталкивающий, и потому вызывающий неправильную оценку вид носителя судьбы". Если герой игнорирует зов, он погружается в пучину повседневности и чаще всего погибает. "Мифы и народные сказки всего мира ясно показывают, что отказ по своему существу представляет собой нежелание подняться над тем, в чем принято усматривать свои собственные интересы".

   2. Покровительство свыше. "Что же касается тех, кто не отверг зов, - первый с кем им предстоит столкнуться в их героическом путешествии, представляет собой фигуру защитника (чаще всего древняя старуха или старик)". В русских народных сказках таким помощником мог выступать не человек (волк, медведь, щука), иногда в помощниках оказывалась баба-Яга. Что бы воспользоваться помощью, при этом, помощника нередко надо было победить - обхитрить, сломить физически и т.д.

   3. Преодоление первого порога. Что бы начать свое путешествие, герой должен преодолеть первое препятствие, которое символизирует уход из привычного мира и повседневности. "Сопровождаемый направляющими его и помогающими ему ..." помощниками "... герой продвигается вперед в своем приключении, пока не приходит к "стражу порога", стоящему у входа в царство, где правят высшие силы. Такие хранители..." оберегают мир со всех сторон, за ними начинается новое и неизведанное. В качестве примера можно рассмотреть змея-горыныча, охраняющего меч кладенец. Очень часто "преодоление магического порога является переходом в сферу возрождения". Т.е. старый герой, как бы умирает (как личность), вместо которого появляется новый.

   4. Путь испытаний. "Перейдя через порог, герой оказывается в фантастической стране с удивительно изменчивыми, неоднозначными формами, где ему предстоит пройти ряд испытаний. Это излюбленная часть мифа-приключения". На данном этапе с героем происходят события, призванные укрепить его и научить всему необходимому для победы над врагом, возможно даже за счет различных потерь.

  5. Встреча с богиней. "Последнее приключение, когда все преграды и великаны людоеды остались позади, обычно представляется как мистический брак торжествующего героя-души с Царственной Богиней Мира". Как я понял, этот этап учит героя любви и смирению и "является последним испытанием способности героя заслужить благо любви, которая, как оболочка вечности, присуща самой жизни... Мистический брак с царственной богиней символизирует полное героя господства над жизнью". Т.е. герой не только приобретает силу уничтожать (великанов-людоедов) но и способность к любви и милосердию, даже смирению.

   6. Примирение с отцом. Здесь в книге идет сплошной психоанализ и что-то про эдипов комплекс, но как я понял, основной смысл в том, что герой прощает своего отца, перестает считать его своим соперником. Отец и сын становятся друзьями. В полной мере это демонстрируется в 6-м эпизоде звездных войн.

   7. Апофеоз и вознаграждение в конце пути. Происходят решающие события, финальные схватки и получение героем желанного приза за пройденный им путь.

   8. Возвращение героя. Получив то, что хотел, герой возвращается домой. Он должен отнести знания и полученные сокровища остальным людям. Это его долг. Если же он этого не делает, обычно происходит растворение, исчезновение героя и все принесенные ранее жертвы оказываются напрасными. Само же возвращение далеко не всегда является легким. Очень часто оно возможно только с помощью волшебных предметов, помогающих оторваться от погони (волшебный гребень, превращающийся в лес, встречается в сказания практически всех народов мира). Но что бы получить подобные волшебные вещи, чаще всего герою необходимо в очередной раз добиться благосклонности высшего существа.

   9. Возвращение в мир повседневности, и жизнь в нем. Стоит отметить, что возврата к старому существованию у героя уже не будет. После возвращения он живет как хозяин двух миров и привычного повседневного, и того, где он побывал и из которого с честью вернулся.

Напоследок стоит отметить, что не каждая история имеет все указанные этапы, и не обязательно они идут именно в такой последовательности. Поэтому всегда остается свобода для творчества и развития.