роды литературы
драма — один из четырех родов литературы. в узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.
лирика — один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.
лироэпика — один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя.
эпос — один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.
виды (жанры) литературы
комедия — вид драматургического произведения. отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.
лирическое стихотворение (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.
мелодрама — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.
очерк — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.
песня, или песнь — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.
повесть — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.
поэма — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.
рассказ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.
роман — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.
трагедия — вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
эпопея — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.
основные понятия
абзац — отрывок текста от одной красной строки до другой.
автобиография — произведение, в котором писатель описывает свою жизнь.
автограф — собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора.
авторская речь — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа.
акмеизм — литературное течение в русской поэзии нач. xx в.
акростих — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу.
аллитерация — повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи.
альманах — сборник литературных произведений различного содержания.
амфибрахий — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на второй слог.
анакреонтическая поэзия — вид античной лирической поэзии: стихотворения, в которых воспевалась веселая, беззаботная жизнь.
анапест — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге.
аннотация — краткое пояснение к содержанию книги.
аноним — 1) произведение без обозначения имени автора; 2) автор произведения, скрывший свое имя.
антитеза — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
антология — сборник избранных произведений разных авторов.
апострофа — оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному и к отсутствующему лицу как к присутствующему.
архитектоника — построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов.
афоризм — мысль, изложенная кратко и точно.
баллада — лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера.
басня — небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием.
беллетристика — художественные прозаические произведения.
белые стихи — стихи, не имеющие рифмы.
благозвучие (эвфония) — качество речи, заключающееся в красоте и естественности ее звучания.
буриме — стихотворение, составленное по заранее заданным, часто необычным рифмам.
бурлеск — шуточное повествовательное стихотворение, в котором возвышенная тема излагается иронически, пародийно.
былина — русская народная повествовательная песня-поэма о богатырях и героях.
вдохновение — состояние озарения, творческого подъема.
версификация — система определенных правил и приемов построения стихотворной речи, стихосложения.
вирши — стихи на религиозные и светские темы с обязательной рифмой в конце строки.
вкус художественный — способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение.
вольный стих — силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках.
воспоминания, или мемуары — произведения повествовательной литературы о прошлых событиях, написанные их участниками.
вульгаризм — грубое слово, неправильный оборот, не принятый в литературной речи.
вымысел — плод воображения, фантазии писателя.
гекзаметр — стихотворный размер в античном стихосложении, в русском — шестистопный дактиль в сочетании с хореем.
герой лирический — лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.
герой литературного произведения - основное или одно из основных действующих лиц, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям.
гипербола — стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления.
гротеск — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде.
дактиль — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, содержащий ударный и два безударных слога.
декадентство — одно из проявлений модернизма, для которого характерны проповедь бессодержательного искусства, мистика, крайний индивидуализм.
детектив — произведение приключенческой литературы.
детская литература — произведения разных жанров, предназначенные для детей.
диалог — разговор двух или нескольких персонажей.
дифирамб — произведение восхваляющего характера.
дольник — трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.
жанр — исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания
житие — в древнерусской литературе повесть о жизни отшельника, монаха или святого.
завязка — событие, с которого начинается развитие действия в произведении.
заимствование — использование автором приемов, тем или идей другого писателя.
идеализация — изображение чего-либо в лучшем, чем в действительности, виде.
идейный мир произведения — область художественных решений. в него включаются авторские оценки и идеал, художественные идеи и пафос произведения.
идея художественного произведения - главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.
идиллия — стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь на лоне природы.
имажинизм — литературное течение; имажинисты провозглашали основной задачей художественного творчества придумывание новых образов.
импрессионизм — литературное течение; импрессионисты считали задачей искусства передачу непосредственных личных впечатлений писателя.
импровизация — создание произведений без предварительной
подготовки.инвектива — резкое обличение.
инверсия — оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в предложении, нарушающей обычный порядок.
интрига — развитие действия в сложном сюжете произведения.
ирония — скрытая насмешка.
кантата — стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его героя.
кантилена — небольшое стихотворение повествовательного характера, исполнявшееся под музыку.
канцона — стихотворение, воспевающее рыцарскую любовь.
карикатура — шутливое или сатирическое изображение событий или
лиц.классицизм — литературное направление (течение) xvii — нач. хiх вв. в россии и западной европе, базировавшееся на подражании античным образцам и строгих стилистических нормативах.
классическая литература - образцовая, наиболее ценная литература прошлого и современности.
клаузула — заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога.
кода — заключительный, добавочный стих.
коллизия — столкновение, борьба действующих сил, вовлеченных в конфликт между собой.
комментарий — истолкование, разъяснение смысла произведения, эпизода, фразы.
композиция — структура художественного произведения.
контекст — отрывок литературного произведения; необходимый для определения смысла взятых из него слов.
контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления; литературный прием.
конфликт — столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.
концовка — заключительная часть или эпилог литературного произведения.
критика — сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений.
крылатое слово — меткое выражение, ставшее поговоркой.
кульминация — эпизод литературного произведения, в котором конфликт достигает критической точки своего развития.
лаконизм — краткость в выражении мысли.
легенда — в фольклоре устный, народный рассказ, в основе которого чудесное событие или образ.
лейтмотив — образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении.
литература художественная - область искусства, отличительной чертой которого является отображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.
лубочная литература — дешевые по цене книги с картинками, которыми торговали странствующие коробейники.
мадригал — лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания.
мастерство художественное - умение писателя передавать в художественных образах правду жизни.
мелодика стиха — интонационная его организация, повышения и понижения голоса, передающие интонационно-смысловые оттенки.
метафора — использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления.
метод — основные принципы, которыми руководствуется писатель. художественными методами являлись реализм, романтизм, сентиментализм и др.
метонимия — замена в поэтической речи названия, явлении, понятия или предмета другим, неразрывно связанным с ним в нашем сознании.
метрическое стихосложение — система стихосложения, основанная на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. таким является античное стихосложение.
миниатюра — небольшое литературное произведение.
миф — древнее сказание о происхождении жизни на земле, о природных явлениях, о подвигах богов и героев.
многосоюзие (полисиндетон) — оборот поэтической речи; намеренное увеличение количества союзов в предложении.
модернизм — направление (течение) в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством.
монолог — речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе.
моноритм — стихотворение с повторяющейся одной рифмой.
мотив — в литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое.
мотивировка — зависимость всех элементов художественной формы произведения от его содержания.
начальная рифма — созвучие, находящееся в начале стиха.
неологизм — новое слово.
новаторство — внесение новых идей, приемов.
образ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений.
обращение — оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом обращении писателя к герою своего произведения, явлениям природы, читателю.
ода — хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою.
октава — строфа из восьми стихов, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних — смежной.
олицетворение (прозопопея) — прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами
онегинская строфа — строфа, использованная а. с. пушкиным при написании романа «евгений онегин», состоящая из трех четверостиший и заключительного двустишья.
памфлет — публицистическое произведение с явно выраженной обличительной направленностью и определенным социально-политическим адресом.
параллелизм — прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения.
пародия — жанр литературы, политически или сатирически имитирующий особенности оригинала.
пасквиль — произведение с оскорбительным, клеветническим содержанием.
пастораль — стихотворение, описывающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.
пафос — ведущий эмоциональный тон произведения.
пейзаж — изображение природы в литературном произведении.
перенос (енжамбеман) — перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней.
перифраз — замена названия предмета или явления описанием присущих ему существенных черт и признаков.
персонаж — действующее лицо литературного произведения.
повествователь — лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях.
поговорка — краткое образное выражение, не имеющее синтаксической завершенности.
портрет — изображение в художественном произведении внешности персонажа.
посвящение — надпись в начале произведения, указывающая на лицо, которому оно посвящено.
послание — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.
послесловие — дополнительная часть произведения, в которой содержатся пояснения автора к своему творению.
поучение — литературное произведение в форме речи познавательного характера.
поэзия — художественное творчество в стихотворной форме.
прибаутка — острое словцо или словосочетание.
притча — назидательный рассказ о человеческой жизни в иносказательной или аллегорической форме
проблема — вопрос, который исследуется писателем в
произведении.проблематика — перечень проблем, затронутых в произведении.
проза — художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью.
пролог — вступление в литературное произведение.
прототип — реальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа.
псевдоним — вымышленное имя или фамилия писателя.
публицистика — совокупность художественных произведений, отражающих общественную и политическую жизнь общества.
путешествие — литературное произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии.
развязка — положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена.
размер стиха — число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.
рапсод — странствующий древнегреческий поэт-певец, певший под лиру эпические песни.
редакция — один из вариантов текста произведения.
ремарка — пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров.
реплика — ответ одного персонажа на речь другого.
рефрен — повторяющиеся стихи в конце каждой строфы.
ритм — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи (слогов).
рифма — совпадающие по звучанию окончания стихотворных строк.
род литературы — деление по основополагающим признакам: драма, лирика, лироэпика, эпос.
романс — небольшое лирическое стихотворение напевного типа на тему любви.
рондо — восьмистишье, содержащее 13 (15) строк и 2 рифмы.
рубаи — формы лирической поэзии востока: четверостишье, в котором рифмуется первая, вторая и четвертая строки.
сарказм — язвительная насмешка.
сатира — художественные произведения, в которых высмеиваются порочные явления в жизни общества или отрицательные качества отдельного человека.
свободный стих (верлибр) — стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; в его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию стиха.
силлабическое стихосложение — в его основу положено одинаковое число слогов в стихотворной строке.
силлабо-тоническое стихосложение — система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке.
символизм — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл.
сказ — способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь.
сказание (легенда) — художественное произведение, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности.
слог — звук или сочетание звуков в слове, произносимое одним выдыханием; первичная ритмическая единица в стихотворной мерной речи.
сонет — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья.
сравнение — определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки.
стансы — малая форма лирической поэзии, состоящая из четверостиший, законченных по мысли.
стилистика — раздел теории литературы, который изучает особенности языка произведений.
стиль — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя.
стих — мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная
речь.стихосложение — система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи.
стопа — в силлабо-тоническом стихосложении повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер.
строфа — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией.
сюжет — основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности.
творческая история — история создания художественного
произведения.творческий процесс — работа писателя над произведением.
тема — объект художественного отражения.
тематика — совокупность тем произведения.
тенденция — идея, вывод, к которому стремится привести читателя автор.
течение литературное — творческое единство писателей, близких друг другу по идеологии, восприятию жизни и творчества.
тип — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений.
троп — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле.
урбанизм — направление в литературе, занятое преимущественно описанием особенностей жизни в большом городе.
утопия — художественное произведение, повествующее о мечте как о реальном явлении, изображающее идеальный общественный строй без научного обоснования.
фабула — расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности.
фельетон — тип газетной статьи с высмеиванием пороков общества.
фигура стилистическая — необычной оборот речи, к которому прибегает писатель для усиления выразительности художественного слова.
фольклор — совокупность произведений устного народного поэтического творчества.
характер — художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами.
хорей — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом
слоге.хроника — повествовательное или драматическое литературное произведение, отображающее в хронологическом порядке события общественной жизни.
цикл — ряд художественных произведений, объединенных одними и теми же действующими лицами, эпохой, мыслью или переживанием.
частушка — небольшое произведение устной народной поэзии с шутливым, сатирическим или лирическим содержанием.
эвфемизм — замена в поэтической речи грубых выражений более
мягкими.эзопов язык — иносказательный, замаскированный способ выражать свои мысли.
эклога — небольшое стихотворение, изображающее сельскую жизнь.
экспозиция — вступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении.
экспромт — произведение, созданное быстро, без подготовки.
элегия — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением.
эпиграмма — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение.
эпиграф — короткий текст, помешенный в начале произведения и поясняющий замысел автора.
эпизод — одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении.
эпилог — заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев.
эпитет — образное определение.
юмореска — небольшое юмористическое произведение в прозе или стихах.
ямб — двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного слога.