как написать окончание романа

автор: эльвира барякина

удачное начало романа – это шанс на его публикацию.

удачный конец – это шанс на то, что читатели захотят купить вашу следующую книгу.

общее правило: прочитав ваш роман, человек должен испытывать чувство глубокого удовлетворения. однако надо помнить, что механизм возникновения этого чувства весьма зависит от жанра. условно вся художественная литература делится на жанровую (любовный роман, детектив, триллер, приключения и пр.) и мейнстрим. в жанровых произведениях «первую скрипку» играет развитие сюжета, в мейнстриме – развитие личности героя.

жанровую литературу покупают, в первую очередь, для того, чтобы расслабиться, унестись в иные миры и получить определенный набор эмоций. за редким исключением вся жанровая литература пишется по заранее известным шаблонам:

- любовный роман – молодые люди влюбляются друг в друга, им что-то мешает соединить сердца, дело кончается свадьбой или предложением руки и сердца.

- детектив – совершено преступление, сыщик берется за дело и раскрывает его.

- приключения – перед героем ставится какая-то задача, которую он и выполняет.

- ужасы – герой попадает в жуткую ситуацию, атмосфера нагнетается, все страхи остаются позади.

и т.п.

автор жанрового произведения должен придерживаться общепринятых канонов: сердца соединяются, клады находятся, преступление раскрывается. разумеется, автор может написать жанровый роман, который начинается с погони за сокровищами и кончается 30-страничной проповедью о вреде абортов. это будет оригинально, но... если читатель получает не то, на что он надеялся, автора – как создателя коммерческого продукта – ждет банкротство. не пишите на ящике с мылом «копченая колбаса».

совсем иное дело — мейнстрим. автор подобных произведений должен быть не только умелым рассказчиком, но и тонким психологом, портретистом и философом. он должен уметь ставить вопросы и давать ответы. высший пилотаж — подводить читателя к определенным выводам, но не проговаривать их.

читатель мейнстрима ощутит чувство глубокого удовлетворения, если он сделает для себя открытие. собственно, ради этого люди и покупают интеллектуальную литературу.

иногда мейнстрим может приближаться к жанровым произведениям («унесенные ветром» — любовный роман; «трудно быть богом» — фантастика). и вроде их концовка напрашивается сама по себе: скарлетт и ретт признаются друг другу в любви; дон румата побеждает врагов. однако, мейнстрим подразумевает развитие событий, максимально приближенное к реальности (не столько по форме, сколько по духу). в жизни любовь побеждает далеко не все, равно как и сверхсовременное оружие не решает всех проблем.

читатель мейнстрима будет разочарован банальностью конца ничуть не меньше, чем читатель жанрового произведения — его «неправильностью».

можно привести следующий пример: сыщик расследует убийство, потом ему все надоедает и, позабыв о преступнике, он уезжает на гаваи. если роман написан в жанре детектива, то подобный финал испортит всю книгу. если же речь идет о мейнстриме – о тонких переживаниях сыщика, о его неудовлетворенности работой и т.п. – то нераскрытая тайна только украсит сюжет.

залог удачного окончания мейнстрима – это логическая завершенность. автор рассказывает историю, в которой есть завязка, кульминация и развязка, и при этом поднимает ряд волнующих его вопросов.

самый худший вариант окончания - это когда у читателя появляется вопрос: "что автор сказать-то хотел?"

- преступник грабит банк, тут вбегают полицейские и все - занавес. гадайте, читатели, сами, чем все кончилось.

- жених и невеста стоят перед алтарем, приходит какой-то дед и расстреливает всех из берданки. кто этот дед и зачем он это сделал – непонятно.

буйство фантазии – это прекрасно, но никогда не стоит забывать, что читатель – это работодатель автора. а оставлять работодателя в неприятном недоумении — себе дороже.

если говорить о технических приемах, то можно упомянуть следующие варианты окончаний:

- завершение круга. конец аппелирует к сцене в начале. («легкое дыхание» и. бунин)

- возвращение назад. конец привязан к странному или непонятному явлению по ходу повествования. («сто лет одиночества» г.г. маркес)

- временные рамки используются, когда автор описывает событие, имеющее начало и конец во времени. («один день ивана денисовича» а. солженицын)

- пространственные рамки используются, когда автора заботит не столько время, сколько место действия. («мастер и маргарита» м. булгаков)

- расплата или награда. путешествие закончено, тайна раскрыта, «она вышла замуж» и т.п. («рассказы о шерлоке холмсе» а. конан дойль)

- эпилог. история заканчивается, но жизнь продолжается. в эпилоге рассказывается, что случилось с героями далее. («бесы» ф. достоевский)

- цитата. герой что-то говорит в конце, тем самым, подводя итоги всему произошедшему. («унесенные ветром» м. митчелл)

- призыв. конец истории призывает читателя совершить то или иное действие. («война и мир» л. толстой).

если вы не знаете, чем закончить свое произведение, вернитесь на исходную позицию. то есть определите – о чем ваша книга, и что именно вы хотите создать: жанровый роман или мейнстрим? если жанровое произведение — следуйте канонам. если мейнстрим — проследите за тем, чтобы ни одна из сюжетных линий не «подвисала в воздухе».

создайте файл «герои», в котором даются характеристики всем основным и второстепенным персонажам: внешность, характеры, идеалы, цели и пр. там же прописываются события романа с точки зрения каждого из героев. это упражнение наверняка натолкнет вас на дельные мысли.

затем создайте файл «синопсис» и распишите все сюжетные ходы романа. о том, как это сделать, см. тут.

если вы предпочитаете работать без заранее определенного плана, вам может пригодится следующий прием: вы прописываете все уже придуманные вами сцены, а потом делаете список «недостающего». подумайте, какие события и поступки героев должны привести к тем или иным событиям. опишите их в двух словах, после чего превращайте «недостающие звенья» в полноценные главы.

нередко автор не может придумать окончание романа просто потому, что ему не хватает информации. читайте книги, журналы и блоги, посвященные вашей тематике, и недостатка в идеях не будет.

и последнее правило: даже если вы пишете жанровую литературу, избегайте совсем уж топорных штампов: герой просыпается и понимает, что все случившееся – сон. еще пример: «бог из машины» — когда все жизненные перепетии героев одним махом решает потусторонняя сила или доброе и мудрое государственное лицо. типичный пример: детектив расследует череду убийств в монастыре и, в конце концов, во сне ему является богоматерь и говорит, что все это – дело рук нечистой силы.