виктор ланц
"кохинор и радуга", или "как править текст".
особенно полезно для начинающих литераторов.

прежде всего, хотел бы сказать, что "газетный" (или журналистский) стиль почти ничего общего с литературным не имеет! сишные профи-журналисты определённо подтвердят мои слова, за что я буду им безмерно благодарен. имейте это в виду, когда принимаетесь писать литературное произведение. объединяет их только одно - ясность выражения (словоизречения). то есть, каждое слово должно нести определённую информацию, словосочетание - определённый образ (именно образ, будь то героя или события), предложение - презентацию этого образа в данном отрезке происходящего. про абзац - лучше забудем, на время!
краткость - сестра таланта... помните? теперь забудьте. если краткость и сестра таланта, то определённо младшенькая. длинные, красивые по содержанию предложения, порой несущие больше информации, чем сам рассказ - это мастерство. но, без фанатизма! большинство начинающих писателей путает красивое предложение с "эфимерным словоблудием", типа: "клёвый рейн при клёвой погоде...". не, не так, а вот так: "сумрак, объятый ночным закатом весенней луны, свинцовым пудом окутывал рейн, берущий свое начало... (хрен его знает откуда!), и сизой мглой насыщенный туман сползал к ногам... э... проходящих под нависающим над этим коллажом (ну или хрен его там знает над чем!) случайно проходящих мимо по своим делам компьютерной фирмы (или булочной, или сантехнической "скорой помощи"), беспощадно кутающимся в зонтики прохожими... которые, в свою очередь, оказались зомбами и оборотнями, потому, шипя ядовитыми испарениями, исходящими прямиком из желудка и прочих мест (не уточняем из каких!), любовались серпом полнолуния, потому что им было хреново - нормальные люди вымерли вот уж как лет 555, и кровушки попить было не...". ну как вам фразочка? придётся рубить, не находите? или просто, в мусор.
ещё пример: "...она была так красива что у миня начало подмывать её красота чего раньше она никогда не делала потому чта ее красота миня просто прельщала и меня она однако нравилась потому чта она и её меня тоже...". клёво?.. там, на си, есть компания обозревателей, выискивающих ваши ляпы для своего бахвальства остроумием. давайте, попробуем их оставить "с носом"! как это сделать?
не претендую на открытие, но - это элементарно! систему вычитки текста я назвал (для себя!) "кохинор и радуга". поехали!
можно и на компьютере, но не желательно, по крайней мере я так не делаю. а делаю так: спечатываю текст (страница на листе), потом беру упаковку текстмаркеров или цветных карандашей, и - огонь! что мешает?
итак! "я" - красным, "он" - синим, "она" - жёлтым... сделали. красиво?.. плохо, потому что вы не художник!
теперь имена - фиолетовым "степан", розовым - "катерина", ещё каким-нибудь - "смита-била-таещёхреня...". красиво? ещё хуже, потому что вы не картину рисуете.
теперь "его-её" каким либо цветом... красиво? совсем хреново! посмотрите внимательно на страницу в вашем тексте, сколько раз повторяется чередование одинакового цвета? ваша задача сделать так, чтобы получилась "радуга" из неповторяющихся два раза цветов в одном предложении, а лучше в целом абзаце. как их устранить? работать, вот и всё!
т.е., назовём это первым этапом вычитки - очистить текст от слияний одного цвета. задачка не совсем простая, поскольку для этого придётся переписывать целые предложения и даже полностью перестраивать целые абзацы, для чего у нас есть простой карандаш, резинка, и пустая обратная сторона листа. иначе - ну никак! просто выкинуть одно "я" - можно получить в итоге ляп или несуразицу по смысловой нагрузке. тем более, что это будет заметно читателю.
впрочем, очень много зависит от "уровня писательского мастерства" (если кому интересно, этот текст также находится на моей си-страничке). для начинающих же писателей подобная работа будет очень полезна, поскольку, скрупулёзно выискивая способы обыгрывания фраз-повторений, будут заметны и те самые ляпы, о которых ранее даже не подозревалось.
теперь, после внесения изменений в компьютер, распечатываем текст по новой и производим ту же процедуру с раскраской.
итак, сделали! текст стал более радужным, цвета мягко и плавно чередуются...
значит, можно смело приступать к созданию "контрольной рамки". одним словом, в листе писчей бумаги вырезается прямоугольная рамка по ширине проверяемого текста, но вот "высота" этой рамки опять же зависит от уровня мастерства писателя, или же просто: от желания сделать вашу работу более профессиональной с точки зрения текстовки. т.е. она может быть и два сантиметра, и двадцать - вы должны определить это самостоятельно, либо просто поэкспериментировать! это и будет вторым этапом вычитки - накладываете рамку на текст и, нежно перемещая сверху вниз, контролируете места наиболее "яркого" скопления красок, пусть даже и различных. вот, вы нашли такое место - чаще всего это диалоги, точнее, послесловия. пример?

- ну, и что ты собираешься делать? - спросил сергей.
- буду вычитывать текст! - ответил я.
- с помощью этой бумажки? - его глаза удивлённо округлились.
- а что в этом странного? - мне было непонятно его удивление.
- я никогда не делаю так, - сказал сергей.
- а мне даже интересно! - ответил я, доставая мои любимые цветные карандаши...

на первый взгляд вроде гладко, не правда ли? а теперь смотрим, сколько раз повторяется "я" и "мне", хотя и принадлежат они различным героям и при этом жёстко чередуются. т.е. чередование красок - ещё не означает, что текст "сделан"! смотрите, обыгрываем (чистим) диалог:

- и что ты собираешься делать? - спросил сергей.
- буду вычитывать текст...
- с помощью этой бумажки?
- именно! - удивление друга подсознательно радовало, как радует первооткрывателя признание другими сего факта.
- я никогда не видел, чтобы... - забубнил он.
- естественно, - цветные карандаши веером разлетелись по столу, - это же совсем...

ну и так далее, хотя, согласитесь, уже чуть лучше. впрочем, это касается не только диалогов, к другим описания нужно присмотреться особенно тщательно. т.е., задача этого этапа: по возможности "сделать расстояние" и между чередующимися цветами. и это также сложно, предупреждаю! вот, вроде, и всё, вносим очередные изменения в компьютер, распечатываем снова. текст готов...
чёрта с два!!! такой текст получится "сырее чем сырой"!.. а потому, что теперь необходимо проверить его на созвучность новых, исправленных фраз, что и будет являться третьим этапом вычитки. и карандаши теперь уже никак не помогут. т.е. надо внимательно читать каждое предложение, каждый абзац, пробовать каждую фразу "на вкус" и гармоничность сочетания с предыдущей и последующей. вот в этом и заключается "мастерство писателя"! не даром же классики швыряли в корзину целые охапки листов с плотным текстом - порой проще заново переписать какую-либо сцену, чем почистить.
теперь закиньте этот текст "на недельку до второго", остыньте, забудьте. вернётесь к нему, когда почувствуете необходимость или вспомните о нём, когда он "позовёт" вас снова! утро вечера мудрёнее, и это правда! и - третьим этапом ещё разок, хотя и второй с первым не помешают. особенно, если есть желание сделать добротную вещь, а не "скорее вывалить в раздел, там такой тусняк на конкурсе - и без меня!". впрочем, сколько раз вы будете вычитывать свой бестселлер третьим этапом и дойдёт ли до него вообще - ваше личное дело!
с наилучшими пожеланиями творческих успехов!

31.10.2004

мнение самиздатовцев.

малахова валерия (inside1818@mail.ru)
как человек, иногда подкидывающий "компании обозревателей" подобные написанной у вас фразе, говорю: ваш текст нужный. и очень нужный. вот. вопрос: если его вот та самая компания укажет в собрании ссылок "начинающим (и прочим) авторам на заметку" - вы не огорчитесь? в конце концов, ваш метод по крайней мере позволит избежать грубых ошибок. и научит мыслить. выстраивать линию образов. понимать, в конце концов, что можно обойтись и без трёх "было" в одном предложении!!! теперь по делу. как ни крути, как сам ни читай - всё равно пропустишь что-то. проверено на горьком собственном опыте. поэтому лично я рекомендовала бы после всех чисток (но не раньше!!!) подсунуть текст компании... нет, не друзей. точнее, таких друзей, которые выдадут вам по первое число. первичная читательская аудитория называется :). работа не для слабонервных: дать текст не тем, кто его будет хвалить, а тем гадам, которые с карандашом наперевес... но я это делаю и другим рекомендую. примечание: не всю критику следует принимать. у нас у всех разная стилистика - и любим мы, в конце концов, разные вещи. но повторы, три слова, начинающихся на одинаковую букву, ненужные рифмы, ошибки, опечатки, "не" с глаголами и собственно окончания глаголов, а также баги вроде брошенного три улицы назад револьвера, который неожиданно оказался в руках у героя (взято из ранних редакций моих текстов)... скажем так: если издательство поймёт, что для издания вашего текста нужно платить корректору - какова бы ни была идея текста, его отвергнут. суровая проза жизни, работает в 9 случаях из 10.

мальгин сергей романович (smalgin@no4spamhotmail.com)
для компьютерщиков: текст можно красить и в ворде. неплохо было бы написать plugin, который бы помогал раскрашивать. но руки коротки.

скади (skadi_omsk@mail.ru)
знаете, в чем прелесть "радужной" правки? в том, что оценка творчества превращается в игру. я "по жизни" - профессиональный газетчик. часто приходит какое-нибудь "юное дарование", приносит заметочку, на 20 строк, причем весь текст - всего две фразы, но 15 раз повторяется - "потерпевший", 25 - "который". пытаешься сие дарование заставить как-то "причесать" свой опус, ибо самой редактировать лень и некогда, а оно в ответ: - я всю ночь не спала, творила, я написала хорошо! - плохо написала. повторения - лишние. убери их. текст - сырой. сократи, добавь фактажа. - вы меня не уважаете! я журфак закончила, нас так учили! экспозиция, пресуппозиция, репортажный стиль создания присутствия объекта... я курсовые писала, преподы говорили, что у меня хороший стиль! ах, ах, обидели, я уйду дамой, голова болит, ведь ночь не спала, для вас же старалась! во блин... однако, на полосе дырка: дарованию дали "горячую" тему в надежде, что за счет фактажа хоть что-то получится... садишься - правишь сама. "на автомате". запутавшись в придаточных, не всегда понимаешь, к чему относится очередное "который" - то ли к потерпевшему, то ли к "мерседесу", на него наехавшему. догадываешься по смыслу, так что порой получаются "трупы с шипованными колесами". ладно. газета выходит - буря негодования: - вы все переврали! я не так писала! как я теперь буду смотреть в глаза тем, кто мне информацию давал! теперь буду предлагать "дарованиям" детскую игру - "покрась заметку". вроде и обижаться не на кого, и основную правку сами сделают...